Наша Родина огромна, в ней много заброшенных мест и столько серьезных проблем, что некоторые из них обнаруживаются только когда случается беда. Случайная гибель самолета с французским экипажем невольно подтвердила неблагополучие транспортных медпунктов, хотя эти очаги медицины обязаны проводить серьезную работу по допуску представителей различных служб к деятельности, связанной с ответственностью за персонал и пассажиров.
Западно-Сибирская транспортная прокуратура произвела проверку в медпунктах аэропортов в связи с шереметьевским делом. В аэропорту Кемерово такого кабинета вообще не имеется, видимо, из Сибири за границу и обратно летают только здоровые люди. Далеко не во всех медпунктах есть лицензии на право оказания медпомощи: некоторые трудятся на свой страх и риск. К примеру, так работает медпункт аэропорта Черемшанка в Красноярске. В медпункте аэропорта Абакана отсутствует лицензия на применение и хранение психотропных и наркотических препаратов, поэтому имеются лишь обычные анальгетики. В сложных ситуациях пассажирам приходится терпеть. А в медпунктах Горно-Алтайска, Томска, Новокузнецка и Барнаула отсутствуют необходимое оборудование, препараты. Не лучше ситуация и у наземных транспортников Сибири. Пассажирам поездов лучше быть здоровыми, проезжая Тогучан, Топки, Новосибирск-Южный, Новосибирск-Западный, Инскую: медпунктов там нет и не было. Даже если где найдутся медкабинеты, там недостаток всего: отсутствуют даже медицинские расходные материалы. Положение в других регионах также плачевно.
С юридической точки зрения, работники медпунктов ответственны за качество оказываемой помощи и также могут оказаться на скамье подсудимых, как и другие российские медики. В вокзальном медпункте Абакана отсутствуют портативные анализаторы уровня сахара в крови. Если там, упаси бог, умрет диабетик, осудят фельдшера. В Ачинске и Боготоле невозможно сделать электрокардиографию. Персонал медпункта станции Красноярска обязан отвечать за осложнения, если таковые возникнут при транспортировке пострадавшего при отсутствии иммобилизирующих матрасов и шин. Будто работник должен на свои кровные купить медицинские материалы!
Ужасная авария в подземке Москвы выявила серьезную проблему: на станциях просто-напросто отсутствуют службы экстренной медпомощи. Метрополитену не положено лицензии, поэтому он не может их организовать. В метро находится 45 здравпунктов, где осматривают машинистов и оказывают первую помощь сотрудникам. Но экстренное спасение жизни – только 03. Скорая может ехать бесконечно…
Бороться с подобным безобразием будет Департамент здравоохранения. Он планирует обеспечить и оснастить здравпункты необходимым оборудованием, препаратами и медицинскими материалами, чтобы с персонала впоследствии спрашивали только за личные профессиональные ошибки, а не за то, что от него не зависит.